Кружок ««АБВГДЕЙКА-1»
Программа занятий
Содержание работы по формированию правильного звукопроизношения направлено на:
1.Развитие артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность и сила движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
2.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный, количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3.Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический (речевой) слух. При недостаточной сформированности фонематического слуха, ребёнок воспринимает услышанное искажённо. Искажаться при восприятии могут как отдельные звуки, похожие по звучанию и артикуляции, так и целые фразы. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, т.е. именно в тех процессах, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание любого обучения вообще. Поэтому большое внимание на занятиях кружка уделяется формированию фонематических процессов, а именно: умение слышать и выделять отдельные звуки в словах, различать звуки, сходные по артикуляции и похожие по звучанию , производить элементарный звуковой анализ цепочки гласных звуков и открытых слогов.
4.Формирование грамматического строя и словаря. У детей в возрасте 4-5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у 3-4летних, и служит основой для всего последующего речевого развития.
Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв» словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка, собачоночка, сынок-слоненчик, я красавлюсь. Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?» Пятый год жизни - в речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Дети среднего дошкольного возраста чаще используют наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). В лексиконе появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако они употребляются еще очень редко. Также дети не умеют согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, не умеют употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа (например, много яблок, цветов, кастрюль). Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значение слова для многих затруднительно.
Развивающие игры кружка «АБВГДЕйка-1» способствуют речевому и умственному развитию детей (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
5.Связная речь. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой. Для формирования связной речи в кружковой работе активно используются мнемотаблицы, графики-схемы, которые помогают детям в составлении грамотного связного высказывания с опорой на наглядность.
6.Звукопроизношение.
- полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов, у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной). К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Проводимые кружковые занятия направлены на закрепление имеющихся у ребёнка изолированных звуков, формирование артикуляционной и фонематической базы для появления отсутствующих звуков и дифференциацию смешиваемых в речи звуков.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»